Не знаю, как про это написать поделикатнее. Но Юрий Башмет в день своего 67-летия дал очень странный концерт. Меня трудно назвать очень сентиментальным человеком. Или особо тонко чувствующим музыку, я в ней разбираюсь чуть лучше, чем никак. Но то, что произошло 24 января 2020 года было больше похожим на совместное переживание мистического опыта, чем на веселый праздник.У Башмета есть традиция отмечать день рождения на сцене. Обычно в Концертном зале Чайковского устраивается большой концерт. И как правило, мероприятие бывает веселым. Маэстро шутит и травит байки. В программе звучат полюбившиеся зрителю произведения и классическая \"попса\". Зачитываются поздравительные телеграммы, выступают друзья Юрия Абрамовича. Например, на шестидесятипятилетие маэстро пели Нино Катамадзе, Диана Арбенина и другие звезды.В этом году все было совершенно иначе.Башмет вообще не сказал, какой будет программа. То есть, на концерт приходите, но вот что будет исполняться - я вам не скажу. Думали, что расскажет на пресс-конференции, но и там Башмет сказал только, что исполняемая программа будет его \"Культурным манифестом\". Программу не озвучил, а когда журналисты просили объяснить словами, в чем выражается культурный манифест, музыкант заупрямился и ответил, что словами манифест озвучить нельзя, его можно выразить только музыкой.Несмотря на неопределенности с программой, поздравить маэстро пришло огромное количество людей. Пожалуй, больше, чем на шестидесятипятилетие. В первом ряду особенно выделялись Ирина Винер и ее охранник с огромным букетом из белокрыльника и белой сирени.Концерт начался вовремя. Перед началом на большом экране появился именинник и сказал, что день рождения будет особенным. Никаких правительственных телеграмм зачитываться не будут. Никакие популярные певцы выступать не будут. И известные произведения тоже не прозвучат.Программа была не по-праздничному тревожная.Произведения \"манифеста\" именинника имели говорящие названия: «Прощание» Бриттена на стихи Рембо, «Я потерян для мира» Густава Малера, Псалом Давидов для трубы Ури Бренера, «Покрова Пресвятой Богородицы» английского православного композитора Джона Тавенера. И это только первое отделение.Неожиданно \"легким\" произведением на общем фоне казался \"Лебедь\" Сен-Санса в первом отделении. Но \"легким\" в том случае, если не знать подоплеку. Когда-то Юрий Абрамович пообещал его балерине Майе Плисецкой: \"Лебедь\", написан для виолончели и фортепиано, а Майя очень хотела, чтобы Башмет исполнил его на альте. Юрий Абрамович не успел выполнить просьбу: Плисецкой не стало.Сейчас, исполняя \"Лебедя\" на альте он словно отдавал долг умершей. А второе отделение усилило это впечатление.Многое в этом концерте настраивало на мистический лад. Взять хотя бы декорации: перед оркестром в два ряда были установлены зеркала. Отражающийся в них зрительный зал мог символизировать единение оркестра и зрителей. Но шло на ум и другое.Во время перерыва от сцены до потолка протянули четыре лестницы, символизирующие связь с миром живых и миром мертвых.Во втором отделении звучало посвященное Башмету сочинение Гии Канчели \"Styx\". Это было первое после смерти композитора исполнение \"Стикса\". \"Голос альта способен объединить голоса живых и мертвых\", - говорил Канчели. Для альта Башмета он отвел роль Лодочника, перевозящего души с одного на другой берег.Честно говоря, от слез было трудно сдержаться еще в первом отделении, когда виолончелист Александр Бузлов изумительно исполнял \"Покрова Пресвятой Богородицы\" Джона Тавенера.А на \"Стиксе\" стало твориться и вовсе невероятное. Не знаю, кого перевез Башмет на этот берег, но ощущение присутствия чего-то иного в зале проявилось с такой силой, что слезы полились сами собой. Я вытирала глаза рукавом, надеясь, что мои соседи справа и слева - критики Вадим Пономарев и Лена Алексеева - меня не видят. Но в самом ярком моменте, когда музыка стихает до белого шума и вдруг - из ничего взрывается снова - плакал уже весь зал.На последних аккордах на экране возникли сначала портрет Юрия Башмета, а потом - Гии Канчели.Пока зрительный зал аплодировал стоя, думалось обо всем. И по-другому вдруг звучали слова Башмета, когда во время интервью он сказал о том, что очень хочет во Львов, где похоронены его родители, и то, что почему-то именно в этом году он решил провести фестиваль в Москве, чего не делал никогда.В гардеробе, как я ни старалась натянуть шапку до носа, критик Вадим Пономарев, видимо что-то заметил.- Не бери в голову, это же Башмет. Он всегда такой. Ну что ты хочешь от человека, который всю жизнь ходит в черном.Вадим пытался застегнуть куртку, но руки его не слушались.ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕНа Зимнем фестивале Башмета кашляющего Ефремова заменит Сергей ГармашВпервые в Москве пройдет Зимний фестиваль искусств Юрия Башмета (подробности)Юрий Башмет: В жизни надо слышать не только \"браво\", но и \"бу\"24 января прославленный музыкант Юрий Башмет отмечает день рождения. Уже стало традицией, что этот праздник маэстро встречает на сцене. Но в этом году есть и то, что выходит за рамки традиций: впервые музыкант проведет в Москве Зимний фестиваль искусств, который продлится до 10 февраля. Подробности узнавала Евгения Коробкова. (подробности)