Звезды

«Гребенщиков на съемках говорил о детях, а Куллинкович сломал ребра». 25 лет культовой программе «Акалада»

«Комсомолка» узнала у Оксаны и Анатоля Вечер, как в 1990-х снимались музыкальные проекты и известные клипы
Анатоль и Оксана Вечер вспомнили, как делалось ТВ в начале 1990-х.

Анатоль и Оксана Вечер вспомнили, как делалось ТВ в начале 1990-х.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

25 лет назад на экраны вышла в эфир главная музыкальная программа 1990-х «Акалада». Ее предтечей стал разовый проект «Вечер с «Парком Горького». Тут сложилась концепция первых двух лет передачи - беседа в прямом эфире с гостем плюс клипы и сюжеты.

Тот самый первый эфир с "Парком Горького".

Тот самый первый эфир с "Парком Горького".

- Группу «Парк Горького» благодаря нашему другу Леше Борисенко привезли прямо в телецентр. Это был мой первый прямой эфир в жизни, - рассказывает Оксана. - Когда включились красные огоньки камер, все вопросы вылетели из головы. Хорошо, что помогали музыканты Алексей Белов и Александр Миньков и их продюсер Евгений Фридлянд.

Оксана с известным музыкальным критиком Артемием Троицким.

Оксана с известным музыкальным критиком Артемием Троицким.

Посадить красивую девушку в кадр, с улыбкой говорит Анатоль, это тактическая хитрость. Девчонок бросали в пасть льва не раз, ведь их точно не загнобят:

- В клипах «Парка Горького» мы видели зажравшихся буржуев - американские звезды из СССР! А вдруг приедут - и пальцы веером? Но они оказались открытыми ребятами, без позерства.

На фото не только запись интервью с группой "Парк Горького", но и оформление одной из студий "Акалады".

На фото не только запись интервью с группой "Парк Горького", но и оформление одной из студий "Акалады".

- Кстати, в следующий приезд «Парк Горького» выступали в клубе, куда нас не пустили снимать, - добавляет Оксана. - Мы уже пили кофе в соседнем гастрономе, как прилетела охрана: «Срочно назад. Музыканты не начнут, пока вас не увидят».

Анатоль и Оксана Вечер вместе с командой создали главную музыкальную программу белорусского ТВ 1990-х.

Анатоль и Оксана Вечер вместе с командой создали главную музыкальную программу белорусского ТВ 1990-х.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

«Алену Апину покорил в стиле Остапа Бендера»

Название «Акалада» родилось от музыкального термина - это скобка, соединяющая несколько систем нотных линий. Имя проекта (а изначально оно звучало «Акалада, ці Два Вечары з музыкай») придумала главред Алла Шеина. В первом эфире на Рождество играла одноименная белорусская группа.

Так выглядело оформление программы в 1990-х.

Так выглядело оформление программы в 1990-х.

- Выходя в час-два, а то и в три ночи, мы показывали нетипичные команды, которые раньше не светились на ТВ, - рассказывает Анатоль Вечер. - Потом стали включать и живую музыку, но после перешли на записные интервью.

Оксана и Анатоль запускали проекты "Акалада", "Музыкальная обойма", "Клип-обойма", "PROдвижение", а сейчас работают над программой "Наперад у мінулае".

Оксана и Анатоль запускали проекты "Акалада", "Музыкальная обойма", "Клип-обойма", "PROдвижение", а сейчас работают над программой "Наперад у мінулае".

Но и в прямоэфирные времена «Акалада» порой выходила в записи, говорит Оксана:

- Как-то нам пообещали интервью с Борисом Гребенщиковым, но пропустили к нему почти перед самым концертом, и то - только меня и оператора. Я отвлекла охрану и прорвалась в гримерку с воплем: «Борис Борисович, вы обещали интервью». За мной уже рванул охранник, но Гребенщиков сказал: «Пропусти девочку». Тогда секьюрити бросил: «У тебя три минуты - потом вырубаю кабеля». Спрашивать надо было в духе «какие ваши творческие планы», а я давай заготовки выдавать: «Не кажется ли вам, что детсад и школа ломают психику и встраивают человека в систему?» После каждой тирады БГ расплывался в улыбке: «Да, я с вами согласен». Когда Толик это увидел, у него была паника - мы заявили 45 минут эфира!

Интервью с Гребенщиковым оказалось длинной всего три минуты, хотя программу заявили на 45!

Интервью с Гребенщиковым оказалось длинной всего три минуты, хотя программу заявили на 45!

- Да, редкий случай, когда мы взяли все записанное от и до, - говорит Анатоль. - Эфир заполнили записью фестивального концерта БГ.

Оксана вспоминает, как едва не сорвала интервью с Юрием Антоновым, назвав его концерт «какой-то».

Иногда артистов ловили в гримерках или даже в кафе, как «А-Студио».

Иногда артистов ловили в гримерках или даже в кафе, как «А-Студио».

- А он как взвился: «Что значит «какой-то»? Это мой юбилей!» Правда, потом добавил: «Не будь вы такой обаятельной девушкой, наговорил бы гадостей».

- Пришлось мне идти к Антонову: «Юрий Михайлович, я задам вопросы, которые будут удобны», - вспоминает Анатоль Вечер. - Ну а что делать, раз в газетах уже написано: «Акалада», Юрий Антонов»... Люди ждут. Или другой случай. Творчеством и биографией Алены Апиной я не очень интересовался. Так что перед концертом вошел к ней в гримерку, как Остап Бендер: «Алена, как вы прекрасны! Я, конечно, знаю о вас все, но давайте забудем и расскажем это с чистого листа». Она растаяла и полчаса, опаздывая на концерт, беседовала с нами.

То самое интервью с Аленой Апиной.

То самое интервью с Аленой Апиной.

Белорусские музыканты постоянно снимались в сюжетах. Особенно когда «Акалада» перешла на информационный формат (с приходом журналистки Кати Май) - делали 8 - 10 репортажей в неделю. Благо был бум нашего рок-н-ролла и вообще музыки: жизнь кипела.

Порой интервью шло прямо за закрытым занавесом на сцене, как со звездой 1990-х Викой Цыгановой.

Порой интервью шло прямо за закрытым занавесом на сцене, как со звездой 1990-х Викой Цыгановой.

- Из наших помню, как однажды скрестили коня и трепетную лань: пригласили в эфир Сашу Солодуху и Джаггера из Rouble Zone. А на 1 апреля играл Камерный оркестр в полосатых робах. Запомнился Мулявин. Как-то на «Рок-коронации», где его признали музыкантом столетия, я увидел его за кулисами. Все тусуются, общаются, а Владимир Георгиевич одиноко сидит один, упершись в батарею, - вспоминает Анатоль Вечер. - А потом мы сняли 45-минутное интервью с ним и Леонидом Борткевичем. Материал отдали продюсеру проекта, для которого работали. Когда Мулявин попал в аварию, мне звонили с НТВ и предлагали любые деньги за эту запись. Но видео не было ни у меня, ни у того продюсера.

Часто снимался в "Акаладзе" Олег "Джаггер" Минаков.

Часто снимался в "Акаладзе" Олег "Джаггер" Минаков.

На съемках Куллинкович сломал ребра, а Войтюшкевич играл на палке

Параллельно с новостями в «Акаладзе» стали снимать малобюджетные клипы. Первой за это на Белорусском телевидении взялась Тамара Лисицкая в программе «12, или На ночь глядя». Но для первого нашего хит-парада, которым в 1997-м стала «Музыкальная обойма», этого не хватало.

- Программу ставили в прайм-тайм, а больше всего в ней были заинтересованы артисты, - уверена Оксана. - Ведь денег на дорогой клип у большинства не было. Такие клипы Владимир Янковский и Игорь Пашкевич снимали для Лики Ялинской (некоторые и не вспомнят, что так звали Анжелику Агурбаш. - Ред.), «Ляписа Трубецкого», Саши Солодухи.

Некоторые сюжеты, как этот с Василием Шугалеем (группа "ЫЫЫ"), снимали прямо дома у музыкантов.

Некоторые сюжеты, как этот с Василием Шугалеем (группа "ЫЫЫ"), снимали прямо дома у музыкантов.

- Однажды на ток-шоу о клипмейкерстве пригласили Янковского, Пашкевича и нас. Там прозвучало: мол, Вечера снимают клипы по туалетам. Тогда Оксана встает и говорит: «Зато мы снимаем по любви!» Но насчет туалетов оппоненты были правы, - уточняет Анатоль. - Мы тогда только закончили клип Олега Орлова, где у нас не хватало сценического дыма. И чтобы герой вышел в кадре из двери, а за его спиной валила дымовуха, шашку поставили в крошечном туалете.

Как правило, все интервью записывались перед концертом и времени нередко бывало в обрез. На фото: Анатоль Вечер беседует с Сергеем Галаниным.

Как правило, все интервью записывались перед концертом и времени нередко бывало в обрез. На фото: Анатоль Вечер беседует с Сергеем Галаниным.

Сегодня Анатоль оцифровал свой архив - получилось под 300 снятых клипов. «Они интересны не как искусство, а как история», - говорит он. Впрочем, многие работы стали классикой нашего клипмейкерства. Хотя большинство вещей там придумывалось на ходу.

Анатоль Вечер снял более трех сотен клипов белорусским артистам.

Анатоль Вечер снял более трех сотен клипов белорусским артистам.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

- Для клипа «Охотник и сайгак» группы «Нейро Дюбель» мы взяли у знакомого ротвейлера. По сюжету собака должна была на меня наброситься, - вспоминает Оксана. - Но вместо агрессии она меня лизала. А на съемках клипа «Можно жить» Сашка Куллинкович сломал ребра. По сюжету он был бомжем, и ему надо было перегнуться в мусорный бак. Он все сделал, а наутро узнали о травме. На съемках клипа «За туманам» группы Kriwi Дима Войтюшкевич забыл дома флейту и «играл» на первом найденном суку. Зато выглядело аутентично и концептуально.

Анатоль и Оксана собирали вокруг себя разных артистов. На новогодней съемке Павел Тараймович и Павел Клышевский ("Тяни-Толкай"), Алеся Берулава ("Мэри Попинс"), Александр Помидоров, Александр Куллинкович, Лявон Вольский, Андрей Вашкевич ("Любовь и спорт")

Анатоль и Оксана собирали вокруг себя разных артистов. На новогодней съемке Павел Тараймович и Павел Клышевский ("Тяни-Толкай"), Алеся Берулава ("Мэри Попинс"), Александр Помидоров, Александр Куллинкович, Лявон Вольский, Андрей Вашкевич ("Любовь и спорт")

- А я помню, - говорит Анатоль, - как режиссер принес мне клип бас-гитариста «Сяброў» Валерия Рязанова, который теперь в Америке. Сказал, что его даже можно перемонтировать при надобности. Я позвал Валеру, тот посмотрел и говорит: «Сколько тебе дать денег?» Я ему объясняю: мы не берем денег за постановку в чарт. На что Валера ответил: «Сколько тебе дать денег, чтобы ты его не ставил в эфир?»

Поначалу команда Анатоля и Оксаны снимала по 17 - 20 роликов в год. А потом начался проект «PROдвижение», где они показывали кухню съемок клипа.

В рамках "PROдвижения" клипы снимали для разных артистов - например, для ансамбля "Бяседа".

В рамках "PROдвижения" клипы снимали для разных артистов - например, для ансамбля "Бяседа".

- Пытался пробить эту идею лет пять, и удалось это, когда на российском МТV уже появился схожий проект «Стоп! Снято!». Другое дело, что там были разные площадки, большие бюджеты, а у нас - конвейер: по клипу в неделю несколько лет кряду в довольно ограниченных условиях. Но когда артист был сам заинтересован, получалось хорошо. Помню, как Сергей Лапковский из «Цвета Алоэ» на ночь арендовал сауну и собрал на съемки красивых девушек в купальниках.

На проекте «PROдвижение» показывали кухню съемки клипа. И порой снимали дома у звезд – например, у Ольги Барабанщиковой.

На проекте «PROдвижение» показывали кухню съемки клипа. И порой снимали дома у звезд – например, у Ольги Барабанщиковой.

Уже несколько лет Анатоль и Оксана снимают проект «Наперад у мінулае», что выходит на «Беларусь 3».

- Для нас финальная современная обработка - не главное. Важно зафиксировать аутентику в деревнях, ведь бабушки уходят, - замечает Оксана.

Оксана признается, что вместе с проектом "Наперад у мінулае" у нее появилась новая категория поклонников - бабушки в деревнях, которые порой просят прислать текст понравившейся песни.

Оксана признается, что вместе с проектом "Наперад у мінулае" у нее появилась новая категория поклонников - бабушки в деревнях, которые порой просят прислать текст понравившейся песни.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

- За время выхода программы перестали действовать многие народные исполнители и коллективы, - говорит Анатоль. - Мы хотели вернуться в деревню Ананчицы Солигорского района, но великие бабушки, которые пустили в мир песню «Выганяй, маці, каваля з хаты», или уже не поют, или умерли. Первую программу записали в деревне Маршалки Воложинского района, думали приехать туда на юбилейный выпуск. Но тоже не к кому... Так что выпуски «Наперад у мінулае» в интернете - важный архив не только для внуков этих бабушек. Правда, как говорил Юра Выдронак из Urja, вы поздно этим занялись. Ясно, что в 1980 - начале 1990-х мы застали бы первоисточник...

Анатоль и Оксана Вечер уже четверть века снимают программы, связанные с белорусской музыкой.

Анатоль и Оксана Вечер уже четверть века снимают программы, связанные с белорусской музыкой.

Фото: Святослав ЗОРКИЙ

Фото: Личный архив Оксаны и Анатоля Вечер.