Общество

Совмещать ли выпускные экзамены в 11-м классе и ЦТ? Ответ: «Да!»

Сказать, что выпускные экзамены сегодня не совсем полно отражают истинный уровень выпускника - значит ничего не сказать
Совмещение позволит исключить предвзятость учителя в оценке своих учеников

Совмещение позволит исключить предвзятость учителя в оценке своих учеников

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Предложение совместить выпускные экзамены в 11-м классе и централизованное тестирование в Беларуси сформулировано в недавней петиции к президенту Александру Лукашенко. Подписали ее писатели Андрей Жвалевский и Евгения Пастернак, а также уважаемый мною репетитор Евгений Ливянт, который положил массу сил и энергии, чтобы достучаться до верхов и информировать их о критическом состоянии дел в нашей системе образования.

Сразу оговорюсь, что я полностью разделяю точку зрения авторов и попробую в данной заметке аргументированно доказать ее правомерность и неотложность. Итак:

1. Совмещение позволит исключить предвзятость учителя в оценке своих учеников

Не секрет, что многие учителя подвержены субъективным предпочтениям и при оценивании зачастую руководствуются не истинными способностями и знаниями ученика, а его исполнительностью и масштабами его вовлеченности в многочисленные отвлекающие от учебы мероприятия, навязанные школе извне. Кроме того, слабовольный учитель легко поддается давлению нахрапистых и хамоватых родителей, завышая оценки их чадам, не говоря уже о тех родителях, которые регулярно оказывают «добровольную» спонсорскую помощь школе.

2. Совмещенный экзамен уже давно внедрен у наших соседей

В Украине и в России, где ЕГЭ и ЗНО являются основным критерием оценки работы учителя и учреждения образования. Размеры этих стран значительно превосходят Беларусь. Поэтому нам не грозят обнаруженные у них издержки и недостатки (например, результаты ЕГЭ в кавказских регионах необъяснимым образом стабильно превосходят показатели во всех остальных регионах России).

3. ЦТ позволило почти полностью искоренить коррупцию на этапе поступления в вузы, однако коррупция переместилась в школы

И выпускные экзамены, влияющие на средний балл аттестата, являются одним из основных подспорьев ее процветания.

4. Сказать, что выпускные экзамены сегодня не совсем полно отражают истинный уровень выпускника - значит ничего не сказать

Они полностью искажают этот уровень и воспитывают цинизм и лицемерие. Вот только один пример: экзамен по математике проводится на базе «Сборника заданий для выпускного экзамена за период обучения и воспитания на III ступени общего среднего образования». В то же время в свободном доступе (интернет, книжные магазины) находятся решебники к этим сборникам, содержащие подробные решения с ответами. Многие учителя, вынужденные гнаться за навязанными сверху «высокими» показателями успеваемости, открыто призывают школьников пользоваться этими решебниками на экзаменах с помощью современных гаджетов и девайсов.

5. Совмещение выпускных экзаменов и ЦТ вынудит руководителей системы образования всех уровней сконцентрироваться на главной задаче, не отвлекая школы на решение второстепенных и надуманных проблем

А учителю не придется разрываться на два фронта: готовить школьников и к выпускным, и к вступительным экзаменам (эти экзамены существенно отличаются и по форме, и по содержанию). Предвижу только одно возражение: школьники потеряют стимул ходить в школу. Это возражение порождено бессилием сегодняшней школы и общим кризисом среднего образования. Ведь школа призвана обогащать знаниями, развивать кругозор, а не сводить всю свою деятельность к выдаче фиктивного документа о фиктивном образовании.