Звезды

Чтобы выставить в Минске Гойю и Пикассо, в художественном музее за два дня перекрасили стены

А от литовской границы транспортировку 95 оригиналов сопровождала белорусская милиция
Хуан Бордес Кабальеро - испанский скульптор, искусствовед и член-корреспондент Королевской Академии Изящных Искусств Сан Мигеля Архангела, академик Королевской Академии Изящных Искусств Сан-Фернандо.

Хуан Бордес Кабальеро - испанский скульптор, искусствовед и член-корреспондент Королевской Академии Изящных Искусств Сан Мигеля Архангела, академик Королевской Академии Изящных Искусств Сан-Фернандо.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

В понедельник в Минске открывается выставка «Гойя… Пикассо». Работы приехали из Мадрида в пятницу.

- Маршрут проходил по территории шести стран, - рассказывает начальник отдела внешнеэкономической деятельности компании «Выставочный экспедитор» Сергей Колосенко. - От литовско-белорусской границы безопасность обеспечивала белорусская милиция. По общепринятым международным правилам перевозки предметов искусства, все гравюры были специальных контейнерах, которые создавались именно под них. Транспорт тоже был оснащен приборами для климатического контроля.

Без страховки ценный груз не выехал бы из Мадрида.

Без страховки ценный груз не выехал бы из Мадрида.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Ящики для транспортировки делали специально перевозки гравюр.

Ящики для транспортировки делали специально перевозки гравюр.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Общая стоимость привезенных работ - 1,5 миллиарда евро.

Общая стоимость привезенных работ - 1,5 миллиарда евро.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Выставка заработает в понедельник утром.

Выставка заработает в понедельник утром.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Доехали произведения искусства за 4 дня. Предоставил коллекцию Музей Королевской академии изящных искусств Сан-Фернандо из Мадрида. Вместе с работами в Минск прилетел академик, искусствовед, скульптор и куратор выставки испанец Хуан Бордес. Он сопровождает картины на всех этапах: присутствовал при вскрытии контейнеров таможней и руководил монтажом выставки.

В ящиках сохранялся определенный температурный режим.

В ящиках сохранялся определенный температурный режим.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

В Минск приехало 15 работ Пикассо. Все остальное - Франсиско Гойя.

В Минск приехало 15 работ Пикассо. Все остальное - Франсиско Гойя.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

В первый день сотрудники Национального художественного музея распаковывали работы, во второй - вешали.

В первый день сотрудники Национального художественного музея распаковывали работы, во второй - вешали.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Академик Хуан Бордес Кабальеро сопровождает их на всех этапах: траспортировка, распаковка...

Академик Хуан Бордес Кабальеро сопровождает их на всех этапах: траспортировка, распаковка...

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Корреспондент «КП» встретилась с ним в зале Национального художественного музея в самый разгар подготовки.

- Расскажите, по какому принципу отбирали работы?

- Мы хотели представить все серии Гойи. С Пикассо сложнее: он написал около трех тысяч работ! В Минске будут выставлены только некоторые.

- Какие?

- Из трех наиболее важных серий – Сюита Воллара, 384 и 154.

В Минск привезли 18 работ Пикассо.

В Минск привезли 18 работ Пикассо.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

А что касается Гойи, то мы привезли все его серии. Есть и ранние работы, и те, где он только начинал и копировал Веласкеса. 83 работы из цикла «Капричос», 82 из «Десастрес де ла герра» («Бедствия войны»), 33 работы цикла «Тавромахия». 18 из 22 самых современных и сюрреалистичных гравюр «Диспаратес» («Причуды») - еще четыре находятся сейчас во Франции.

Хуан Бордес лично следит за монтажом выставки.

Хуан Бордес лично следит за монтажом выставки.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Общая стоимость произведений искусства - почти полтора миллиона евро.

Общая стоимость произведений искусства - почти полтора миллиона евро.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Важен не только фон, но и расположение.

Важен не только фон, но и расположение.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

В каждой серии есть группы: например, часть офортов «Капричос» - сатира социальных порядков, часть – религиозных, а часть - политических. Пойдемте посмотрим! Вот, например, - Хуан указывает на гравюру ¿Si sabrá más el discípulo? («А не умнее ли ученик?») с изображенными на ней лошадью и ослом.

- А вот одна из его самых известных - «Сон ужаса рождает чудовищ».

«Сон ужаса рождает чудовищ» - испанская поговорка, которая обозначает почти то же самое, что наша «Поспешишь людей насмешишь».

- Гойя вкладывал немного другой смысл: он говорил, что когда разум спит, начинает работать фантазия – и становится в сочетании с разумом матерью искусства.

- Получается, Гойи привезли больше, чем Пикассо?

- Да, Пикассо только 15 работ. Их легко будет найти в зале: желтые и белые сектора – это Пикассо, все остальное – Гойя.

На светлом и желтом фоне будет Пикассо.

На светлом и желтом фоне будет Пикассо.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

На покраску и монтаж было всего три дня.

На покраску и монтаж было всего три дня.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Дизайн выставки действительно необычный: за 2 дня один из залов Национального художественного музея полностью перекрасили.

- А почему именно такие цвета?

- Цвета выбирал белорусский дизайнер, не я. Например, серия «Десастрос» будет висеть на сером фоне – и понятно, почему. Тема у нее тяжелая, печальная. Но интерпретация может быть разной: в этой серии есть еще и ярость, и злость, так что ее можно было и красным представить.

- А то, что висит на красном фоне – любовь?

- Нет, красная – кровь. Там будет «Тавромахия», гравюры с сюжетами корриды.

Цвета выбирал белорусский дизайнер, краску покупали испанцы.

Цвета выбирал белорусский дизайнер, краску покупали испанцы.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Часть работ висит в ряд, часть - крестом.

Часть работ висит в ряд, часть - крестом.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Палитру действительно диктовала тематика, настроение и сюжеты гравюр, - подтверждает художник-дизайнер мебели и интерьера Алена Матросова. - Например, у серии «Капричос» - фиолет, а для утонченных гравюр Пикассо – желтое золото.

- В Минск приехали самые интересные полотна Гойи. Музею было тяжело отпустить их?

- Каждый раз, когда я везу куда-то работы Гойи, чувствую себя его секретарем, - смеется Хуан Бордес. - Мы всегда в первую очередь думаем о том, что частичка Гойи и Пикассо будет выставляться и распространяться в новой стране – и это хорошо. Это именно те работы, которые Гойя всегда хотел показать. Он хотел донести свою мысль до народа. И то, что они будут доступны до большого количества людей, очень хорошо.

Периодически к академику обращаются сотрудники, и он говорит, куда именно вешать картину – выше или ниже, левее или правее.

95 картин выставки должны висеть в строго определенном порядке.

95 картин выставки должны висеть в строго определенном порядке.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Говорят, было трудно найти страховщика?

- Да, общая стоимость – 1,4 миллиона евро. Но мы его нашли, конечно, ведь иначе работы даже не выехали бы из Мадрида, - смеется Хуан Бордес.

Торжественное открытие выставки «Гойя… Пикассо» состоится 21 декабря в Национальном художественном музее Республики Беларусь в 18.00. Посетители могут увидеть знаменитые гравюры в этот день уже с самого утра. Входной билет на выставку стоит 110 тысяч рублей, в выходные - 120 тысяч. Школьникам дешевле - 70-80 тысяч, студентам - 90.