Звезды

В Минске впервые выставлены иконы из Жировичского монастыря

В Национальном художественном музее проходят сразу две выставки сакрального искусства
Эти иконы были переданы в музей в 2009 году. До этого они почти 300 лет украшали иконостас Жировичского Успенского собора.

Эти иконы были переданы в музей в 2009 году. До этого они почти 300 лет украшали иконостас Жировичского Успенского собора.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Обе выставки открывают для зрителя удивительные, уникальные произведения искусства. Чего стоит только иконостас Успенского собора Жировичского монастыря! Вернее, не иконостас, а семь икон, которые заполняли два верхних ряда иконостаса, созданного около 1730 года. На них изображены двенадцать апостолов, четыре пророка и «Явление Жировичской иконы Богоматери». А иконостас Успенского собора сейчас украшают современные иконы, написанные в стиле древнерусской иконы.

Спустя почти 200 лет с момента своего создания эта великолепная живопись навсегда получила прописку в музейных стенах. Это, пожалуй, довольно редкий случай, когда иконы попали в музей из действующего храма. К примеру, большая часть коллекции сакрального искусства нашего Художественного музея собиралась в советские времена, когда в Советском Союзе массово закрывались и уничтожались церкви и костелы, а сотрудники музеев отправлялись, по сути, в спасательные экспедиции.

Еще один иконостас из деревни Шерешево Пружанского района в Художественный музей его сотрудники привезли в 1958 году, а через год церковь, в котором он был, полностью разрушили. Этот иконостас тоже можно увидеть на выставке.

- А недавно замечательный фотомастер Владимир Сутягин принес уникальные фотографии из частного собрания этого иконостаса, которые сделал сам священник этого храма в 1954 году за несколько лет до ее разрушения, - рассказывает искусствовед Национального художественного музея Надежда Усова. - Это потрясающий документ, ведь снимков интерьеров белорусских церквей ранее 1970-х годов не сохранилось.

Иконостас в Успенском соборе до и после обновления. На обновленном пока не установлена барочная деревянная резьба.

Иконостас в Успенском соборе до и после обновления. На обновленном пока не установлена барочная деревянная резьба.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

Иконостасы Жировичского Успенского собора начали перестраиваться еще во второй половине XIX века. Остались на своем месте только царские врата. Иконы верхних двух ярусов были поновлены в духе российской церковной живописи того времени. В связи с новыми веяниями православной иконописи произошло еще одно обновление иконостаса, и в 2009 году иконы униатских времен переданы музею по благословению митрополита Филарета.

- В душе я испытал некоторое сожаление в связи с их передачей из храма в музей, - признался сотрудник отдела древнебелорусского искусства Александр Ярошевич. - Но посмотрели бы вы, в каком они были состоянии! Они бы наполовину осыпались лет через 10. Единственное спасение для древних икон, за исключением особо чтимых, - передача в музеи. Иначе они пропадут. Это поняли церковные власти еще в начале XX века. И тогда возникли епархиальные церковно-археологические музеи в Минске, Витебске, Могилеве, собиравшие предметы церковной старины.

Во время реставрации, которая заняла несколько лет, выяснилось, что барочные иконы были переписаны в середине XIX века. Ведь создавались они в годы, когда храм был униатским, иконы писались в стиле европейского барокко. За золотым фоном скрывалось небо в облаках, на свитках открылись тексты не только на кириллице, но и на латыни. По традиции реставраторы частично оставили более поздние слои, чтобы зрители могли увидеть историю икон. А то, что открылось, не может не впечатлять, настолько мощной оказалась живопись.

- Это (иконостас. - Ред.) был цельный памятник, который чудом сохранился, а теперь его нет, - говорит заведующий научно-реставрационным отделом музея Аркадий Шпунт. - Поэтому я очень огорчился, когда эти вещи пришли к нам. Пополнение музейной коллекции связано, по сути, с разрушением уникального памятника истории и культуры нашей страны. А она вся состоит из того, что в какие-то времена было сильнее влияние Запада, в какие-то - Востока, храмы меняли принадлежность к конфессиям. Но это наша история. И она продолжается и в наши дни.

Иконы, пробитые пулями

В соседних с иконостасами залах выставлены старообрядческие иконы из Ветки, которая с конца XVII века была центром старообрядчества.

Выставку «Муж, мужчина, воин» в Минск привезли из Ветковского музея старообрядчества и народных традиций. Название выставки не случайно, ведь представленные на ней 80 с лишним икон посвящены воинскому культу. У этих икон просили защиты в самые сложные и трудные времена. Георгий Победоносец, Александр Невский, князья Борис и Глеб, Мина-воин, Николай Чудотворец… Есть здесь и редчайшие старообрядческие иконы Николы Отвратного, на которых изображен святитель, который может отвратить от бед и несчастий. Святой Николай изображен с крупными глазами и скошенными влево зрачками.

«Спас Нерукотворный» был ранен в 1943 году.

«Спас Нерукотворный» был ранен в 1943 году.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

- Особое внимание привлекают три иконы, на которых видны следы от осколков снарядов, - рассказывает Надежда Усова. - Директор Ветковского музея Галина Нечаева считает, что написаны они в начале XIX века накануне войны с Наполеоном. Икона «Св. князь Александр Невский и св. князья Борис и Глеб» защищала своих владельцев в трех мировых войнах, последний ее хозяин, потомственный резчик Кузьма Карасев, воевал в Первую и во Вторую мировые войны и выжил.

На иконе «Спас Нерукотворный» следы последней войны заметны очень сильно. Пуля пробила ее в 1943 году, когда бои шли рядом с Веткой. Но считается, что спас икону шитый из мелких бусин оклад: он напоминает кольчугу, а каждая бусина символизирует слова молитвы за воина.

На иконе «Богоматерь Всем Скорбящим Радость» изображен воин на протезе.

На иконе «Богоматерь Всем Скорбящим Радость» изображен воин на протезе.

Фото: Виктор ГИЛИЦКИЙ

А на иконе «Богоматерь Всем Скорбящим Радость» иконописец изобразил воина на протезе.

- Галина Нечаева после исследований пришла к выводу, что такие протезы использовались медиками в годы Отечественной войны 1812 года.

Выставки работают в Художественном музее до 27 сентября.