Звезды

Пейзажи Минска, пережившие оккупацию

«Комсомолка» вместе с Национальным художественным музеем продолжает цикл «Пять огненных лет в произведениях Национального художественного музея»
Николай Дучиц. Так в 1944 году выглядели дворики Минска на Интернациональной улице.

Николай Дучиц. Так в 1944 году выглядели дворики Минска на Интернациональной улице.

Эти три этюда написаны сразу после освобождения белорусской столицы. Художник Николай Дучиц имел обыкновение ставить на своих работах точные даты. Поэтому сегодня мы можем точно знать, как выглядел двор по улице Интернациональной 16 августа 1944 года, на следующий день художник написал «На руинах Минска», очевидно, в тех же краях. А спустя месяц, 15 сентября 1944 года, появился пейзаж, который нам уже не откроется никогда - на одном полотне Кафедральный собор и Кафедральный костел.

Но благодаря работам Николая Дучица мы знаем, как выглядел Минск во время войны. Ведь художник провел в городе все годы оккупации. История Минска в те годы до сих пор не очень известна - минчан, переживших фашистскую власть в родном городе, становится все меньше. Воспоминания очевидцев очень разнятся. Кто-то помнит, как в центре города устраивали виселицы для подпольщиков. А кто-то рассказывает, что в Минске работали театры, школы, давались концерты.

В официальной биографии Николая Дучица про военные годы только одна строчка, но какая! «Сентябрь 1941-го - сентябрь 1942-го - заместитель заведующего подотделом искусств (по изобразительному искусству) городской управы Минска». Это значит, что работал художник… на фашистов?

- Работать обязаны были все, кроме пенсионеров, - рассказывает внучка Николая Дучица историк Людмила Дучиц. - Моя прабабушка была пенсионного возраста, ей дали пенсию, Того, кто не работал, вывозили в Германию. В самые первые дни оккупации всех мужчин от 16 до 60 лет забрали в лагерь, который расположен был в Дроздах. А потом стали отбирать специалистов - сантехников, электриков - для восстановления города. Позже стали выпускать творческих людей. Так дедушка стал работать в отделе культуры городской управы.

Николай Дучиц. Минск. 1944 год.

Николай Дучиц. Минск. 1944 год.

За 70 лет пейзаж не сильно изменился.

За 70 лет пейзаж не сильно изменился.

Фото: Дмитрий ЛАСЬКО

- А много осталось в Минске художников?

- Очень много. Многие бежали из Белостока перед войной, поэтому выставок в предвоенные годы устраивали много. А вот эвакуироваться смогли очень немногие. Многие, кто пытался уйти из города, после бомбежек вернулись, многие погибли в них.

- Говорят, Николай Дучиц художников спасал от голодной смерти.

- Все художники должны были зарегистрироваться в управе и участвовать в выставках. Ведь все они получали пайки. Выставки проходили в фойе Театра оперы и балета. Каждый живописец должен был предоставить три работы на выставку. Вообще, культурная жизнь в Минске кипела. У всех художников немцы покупали картины, рассчитывались не только деньгами, но и продуктами. Так и выживали. Дедушка писал в основном пейзажи, виды Минска.

Кстати, по словам сотрудников Национального художественного музея, несколько лет назад работы Николая Дучица нашлись в Германии, речь шла об их возвращении. Но потом все затормозилось.

Николай Дучиц. Так в 1944 году выглядели дворики Минска на Интернациональной улице.

Николай Дучиц. Так в 1944 году выглядели дворики Минска на Интернациональной улице.

- Как же ему удалось избежать репрессий после войны?

- Дедушку месяц продержали в тюрьме. Не его одного, а многих художников, пока проверяли их на предмет сотрудничества с немцами.

А уже в 1945-м Художественный музей приобрел несколько работ Николая Дучица. Первая послевоенная персональная выставка художника прошла в 1954-м. А в 64-м после выставки «Минск в творчестве художников» коллекция музея пополнилась этюдами, написанными в оккупированном Минске.

Дучиц прожил долгую жизнь, его не стало в 1980 году на 85-году жизни. А в 2009 году 32 его работы передало Художественному музею посольство Беларуси в Израиле. Очевидно, какой-то минчанин, переехавший на Землю обетованную, увез с собой картины одного из лучших пейзажистов Беларуси. Спустя годы они вернулись на родину.