Звезды

Могилу Малевича обнаружили в элитном поселке в Подмосковье

Родственники Каземира Малевича искали его могилу в течение 13 лет. А когда нашли, оказалось, что впритык к месту погребения великого супрематиста, буквально в нескольких метрах от него, построен многоэтажный жилой комплекс
Впритык к месту погребения великого супрематиста построили жилые дома

Впритык к месту погребения великого супрематиста построили жилые дома

Фото: СОЦСЕТИ

Казалось бы, что сложного найти могилу Малевича? Умер он не в Куликовской битве (кстати, где похоронены ее герои Пересвет и Ослябя известно), а в недалеком 1935 году. И место его погребения: подмосковный поселок Немчиновка Одинцовского района, не край земли. Всего в километре от МКАД. И художник не последнего разбора. А самый знаменитый русский авангардист, блистательный бренд России, символ искусства ХХ века и один из самых дорогих художников мира... Однако, по факту, Малевич оказался забыт там, где он жил и работал. Его внучатым племянникам (внукам родной сестры) потребовалось 13 лет, чтобы достоверно установить место погребения великого предка.

Искали могилу Малевича как старинный клад, привлекая к поискам геологов, картографов, Министерство обороны, где в архивах хранились еще довоенных карты. Ответ дали только современные топографические и геодезические исследования, которые по изменившейся структуре почвы, данным георадаров, установили, где именно рос тот самый старый дуб, рядом с которым и был похоронен художник.

- Согласно завещанию Малевича его прах был погребен под могучим дубом рядом с деревней Ромашково (окраина поселка Немчиновка -ред), - рассказал нам внучатый племянник Малевича Станислав Богданов. - В Немчиновке была дача родителей его жены - Софьи Рафалович. Кстати, до сих пор в поселке стоит дом, правда, несколько раз перестроенный, где чаще всего останавливался Малевич с семьей. Он обожал Немчиновку, называл русской Швейцарией, подолгу там жил, к нему приезжали в гости Маяковский, Мейерхольд. Вместе они гуляли по излюбленному маршруту от Немчиновки к Барвихе и делали привал под старым дубом, величественно стоящим в поле. Когда умерла Софья Рафалович, ее похоронили при Никольской церкви в деревне Ромашково. От старого дуба открывался великолепный вид на погост. Вот почему Малевичу пришло такое решение, хотя он умер за сотни километров от Немчиновки.

Он умер в 1935-м году в Ленинграде. Чтобы исполнить его волю, родные привезли гроб с телом Малевича в Москву в отдельном вагоне. В завещании Малевич подробно написал, как должно проходить прощание с ним. Он сделал проект собственного гроба - конечно же, супрематический - в форме латинского креста. В Москве его кремировали, алебастровую урну с прахом перевезли в Немчиновку. Прах опускают в неглубокую яму под дубом, а сверху устанавливают деревянный куб, сделанный его учеником Николаем Суетиным. К дубу прибили доску: «Здесь погребен прах великого художника К.С.Малевича (1878–1935)».

Но деревянный надгробный куб простоял недолго. Могилу раскопали местные мальчишки, которые в поле пасли коз. Урну достали, надеясь, что внутри нее клад. А когда клад не нашли, снова зарыли. И так повторялось несколько раз, пока прах окончательно не вытряхнули на землю. Во время войны исчез и дуб, в него ударила молния, от дерева осталось лишь корневище. После войны поле передали в распоряжение академии наук для экспериментального хозяйства, землю вспахали…

- То есть следов от могилы Малевича не осталось…

- Не осталось, потому что за ней никто не присматривал. Дети и жена художника на могилу почти не приезжали. Наверное, опасались за свою безопасность. В Советском Союзе Малевич был не признан, после его смерти и до 1962 года его работы не выставлялись.

- Как же вам удалось могилу обнаружить?

- Благодаря архивам Министерства обороны и военным картам 30-х - 40-х годов мы нашли место, где рос когда-то дуб. Потом с помощью георадарных исследований обнаружили, в каком месте рядом с дубом изменена структура почвы. И когда сделали анализ почвы, оказалось, что, действительно, именно там была зарыта урна с прахом художника. Мы эту землю извлекли и поместили в несколько капсул. Одна из них будет захоронена в поселке Ромашково. На этом месте в 2015 установят памятник. Автор надгробия - скульптор Александр Рожников. Другие капсулы хотим отвезти в Берлин и Варшаву, которые Малевич очень любил. Там, надеюсь, тоже будут установлены памятные знаки великому художнику.

Как картины Малевича оказались за границей?

Другая загадочная история, такая же запутанная, как история с его могилой, связана с картинами художника, которые оказались на Западе.

В 1927 году в Варшаве, а затем и в Берлине, проходили персональные выставки Казимира Малевича. После их закрытия он вернулся в СССР, а его 80 картины остались у директора музея в Ганновере Александра Дорнера. Малевич надеялся вскоре приехать в Германию. Но, увы, не вернулся. В СССР его признали "буржуазным" художником, его картины были сняты из музейных экспозиций, художника арестовали и посадили на несколько месяцев в тюрьму. Но и в Германии с приходом к власти Гитлера началась борьбы с "дегенеративным" искусством, к которому нацисты причисляли работы авангардистов. Александр Дорнер спрятал картины в подвал, а когда эмигрировал в США, несколько работ захватил с собой. Но большую часть отправил на хранение в Берлин - к архитектору Хего Херингу. Тот в свою очередь передал их в амстердамский музей Стеделик. Голландский музей в течение долгого времени выплачивал предприимчивому Херингу деньги за картины Малевича. После его смерти музей посчитал, что картины, за которые заплатил он сполна, стали его собственностью, хотя Херинг не был законным владельцем. Картины Малевича находились у него лишь на хранении. На этом основании наследники художника на протяжении многих лет оспаривают в суде законность этой сделки.

В Америке есть так называемое сообщество наследников Малевича (примерно тридцать его родственников, которые уехали в разное время из России). Они-то и пытаются вернуть картины, которые оказались и в Нью-йоркским Музеем современного искусства, и в амстердамском Стеделике. Некоторые полотна им удалось вернуть. Например, Нью-йоркский Музей передал наследникам "Супрематическую композицию", а кроме того выплатил компенсацию за другие работы. Правда вскоре "Супрематическая композиция" оказалась на аукционе и была продана за 17 млн долларов. Музей Гарвардского университета тоже вернул наследникам картину "Прямоугольник и круг". Однако называть сообщество наследников Малевича людьми меркантильными нельзя. Во-первых, никто не отменял наследственного права, по которому они оспаривают собственность своего великого предка. Во-вторых, это сообщество дает гранты на научно-исследовательскую работу, выпускает каталоги о творчестве Малевича, занимается большой просветительской работой. За рубежом интерес к творчеству Малевича огромный. Увы, поклонники знаменитого авангардиста в основном находится за границей.

У нас же после смерти художника в 1935 году, картины из его ленинградской мастерской перевезли на хранение в государственный Русский музей. Там они долгие годы пылились в запасниках. И спустя годы были выкуплены у родственников за копейки. Дети и внуки Малевича в России жили в нищете. Вот маленький пример: больная диабетом внучка художника писала письмо лично министру культуры Екатерине Фурцевой, чтобы ей выплатить хоть какие-то деньги на лекарства.