Минск

Последний в Минске художник киноафиш: Суровых мужиков приходится рисовать не с автоматами, а с бананами!

Сегодня принтеры вытеснили всех штатных художников из кинотеатров. Остался только один - Александр Бельский, который работает в кинотеатре «Пионер»
Художник Александр Бельский работает в кинотеатре «Пионер».

Художник Александр Бельский работает в кинотеатре «Пионер».

Фото: Павел МАРТИНЧИК

Раньше иностранцы с удовольствием фотографировались в Минске на фоне самодельных плакатов с лицами знаменитых голливудских актеров и удивленно спрашивали: «У вас что, в каждом кинотеатре есть свой художник?!» Сегодня принтеры вытеснили всех штатных художников из кинотеатров. Остался только один - Александр Бельский, который работает в кинотеатре «Пионер».

- В «Победе» есть еще один дед, но он скоро уходит. Так что, можно сказать, я остался последним в городе художником киноафиш, - говорит Бельский, приглашая в свою мастерскую. - «Пионер» - детский кинотеатр, тут проходят и другие мероприятия (утренники, спектакли и т.п.), где нужны рисованные афиши и плакаты, поэтому, думаю, меня и не сокращают. Я пришел в кинотеатр лет 6 назад по распределению из Академии искусств. И уже как-то прижился. Зарплата смешная - 2,5 миллиона, но вот эти квадратные метры, мастерская в центре города, - это очень большое преимущество для художника.

Сегодня принтеры вытеснили всех штатных художников из кинотеатров. Остался только один - Александр Бельский, который работает в кинотеатре «Пионер».

Сегодня принтеры вытеснили всех штатных художников из кинотеатров. Остался только один - Александр Бельский, который работает в кинотеатре «Пионер».

Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Много работы?

- Каждую неделю у нас в среднем по два свежих фильма, т.е. две афиши в неделю. Все разные по сложности, все зависит от того, сколько человеческих голов на афише. На одну голову уходит приблизительно три часа. Работа эта утомительная морально, потому что ты понимаешь: вот ты стараешься, рисуешь, а через неделю, как фильм пройдет, все придется шваброй смыть и отправить в трубу, в канализацию. Долго не мог свыкнуться с этой мыслью.

- Вы помните первую афишу, которую нарисовали?

- Это были «Пираты Карибского моря». Товарищ Джек Воробей со шпагой, направленной вверх, на красном фоне.

- Есть ли смысл стараться? Может, завести трафареты с лицами актеров?

- Я уже думал, что было бы неплохо сделать трафареты Сталлоне, Шварценеггера, Круза, Светлакова. И менять только антураж. Но иногда бывает, что фильм нравится или актриса приятная, тогда и рисовать ее хочется. Например, я уважаю Анджелину Джоли, поэтому над афишей «Малефисенты» я действительно старался.

Афиша в двух варинатах: слева - нарисованная Александром Бельским, справа - оригинальный постер.

Афиша в двух варинатах: слева - нарисованная Александром Бельским, справа - оригинальный постер.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Вы, когда рисуете афишу, должны строго следовать оригинальному постеру или можете фантазировать?

- Бывает, что я свое что-нибудь привношу, бывает, что я упрощаю какую-то картинку. Вот сейчас рисую афишу к фильму «Смешанные», там на заднем плане стоят жирафы. Я не вижу необходимости их рисовать, потому что с 15 - 20 метров их никто не увидит. Бывает лень рисовать 5 голов, зная, что через неделю ты все смоешь. Иногда за основу своей афиши я беру не оригинальный постер, а фан-арт, который делают поклонника фильма и выкладывают в интернет. Этот фан-арт порой бывает интересней оригинального постера, например, к тому же «Человеку-пауку».

- Бывают ли казусы в вашей работе?

- Есть директива Киновидеопроката, по которой на фасаде детских кинотеатров, дабы не пропагандировать насилие, нежелательно рисовать оружие, кровище и т.д. Приходится выкручиваться. Был фильм, на плакате главный герой держит автомата. Ствол я превратил в сверло, а от автомата пустил по руке шланг - получился отбойный молоток. То есть это уже не оружие, но все на месте. Был такой фильм «Восточный экспресс». На постере были изображены три вооруженных человека. И что делать с дробовиками, пистолетом? Пришлось нарисовать бананы. И суровые мужчины стояли с бананами.

Афиша в двух варинатах: слева - нарисованная Александром Бельским, справа - оригинальный постер.

Афиша в двух варинатах: слева - нарисованная Александром Бельским, справа - оригинальный постер.

Фото: Павел МАРТИНЧИК

- Афиши с фасада «Пионера» когда-нибудь крали?

- Нет, тут напротив кинотеатра практически режимный объект, ходит не один человек в фуражке. Сложно будет афишу своровать. А дополнять своим содержанием умудряются: ключами что-то нацарапать, что-то подрисовать, написать. Ребята подросткового возраста могут спокойно гениталии бурундукам приделать. Пишут «здесь был такой-то» - участие зрителей неотъемлемо. Был фильм «Мушкетеры двадцать лет спустя». Боярскому, по-моему, раза три фингал ставили. Приходилось его подправлять. Но я не всегда подправляю. Бывает, поправишь, а потом опять нарисуют. Так какой смысл?